Тормозные колодки автомобиля являются одним из важнейших элементов для обеспечения безопасности движения. Их конструкция состоит из нескольких частей. Одним из них является опорная плита, составляющая основание блока. От ее параметров зависит, будет ли колодка подстраиваться под тормозной суппорт и правильно функционировать. Следующими элементами из которых состоит тормозная колодка: несущая пластина и фрикционный материал, отделенные друг от друга, создавая таким образом прослойку. Основная задача прослойки – защита суппорта от перегрева в процессе торможения. Кроме того, он гасит вибрации, образующиеся вследствие трения. Сторона трения колодки является ее важнейшей частью, и именно она больше всего изнашивается во время работы. Лучшие производители тормозных колодок проводят исследования и инвестируют в новые смеси, чтобы обеспечить лучшее стирание и торможение. Каждый изготовитель оберегает свою рецептуру, поэтому проверить их точный состав не представляется возможным. Хорошие тормозные колодки – это те, которые не образуют пилы, работают тихо и не повреждают тормозные диски. Они должны быть стойкими к высоким температурам и торможению.
Колодки располагаются в тормозном суппорте. Во время торможения они прижимаются к тормозному диску поршнем и трутся своим фрикционным шаром о поверхность диска, в результате чего автомобиль замедляется или полностью останавливается.
Все части тормозной системы тесно взаимодействуют. Они чувствительны не только к высоким температурам и большим нагрузкам, но и к поломкам других компонентов. Поэтому кроме качественных тормозных колодок необходимо обратить внимание на качество других элементов, в том числе лучших тормозных дисков и суппортов. Это позволит сохранить работоспособность системы подольше.
Типы тормозных колодок:
- Полуметаллические тормозные колодки
Они на 65% состоят из металла, а остальные 35% – это смесь графита и неорганических материалов. Характеризуются высокой прочностью и жесткостью, поэтому не так быстро изнашиваются. Кроме того, к их преимуществам относится высокая эффективность торможения, высокий коэффициент трения и стойкость к высоким температурам. К их недостаткам можно отнести шум и низкую эффективность торможения при низких температурах. Они также вызывают более быстрый износ тормозных дисков. Их нельзя устанавливать в автомобилях, тормозящих на высоких скоростях, и в грузовиках более 6 тонн, так как эффективность торможения низкая и колодки быстро изнашиваются. - Органические (асбестовые) тормозные колодки
Они в основном производятся из кевлара, стекла и карбона, могут содержать не более 15% металлов, что зависит от производителя. Главное их преимущество – тихая работа. Органические колодки обеспечивают постоянный коэффициент трения, но мягкая фрикционная поверхность изнашивается быстрее и может загрязнить диски. Они не подходят для агрессивной езды и сильно загруженных автомобилей. - Тормозные колодки с низким содержанием стали
Они изготовлены из органических материалов с добавлением металла, например меди или стали, не превышающей 30% по весу. Обеспечивают хорошую теплопроводность и эффективное торможение в широком диапазоне температур, скоростей и нагрузок. Однако они шумны и приводят к большему износу диска. Используется в легковых и грузовых автомобилях. - Керамические тормозные колодки
Изготовлены из керамических волокон, наполнителей и связующих, иногда содержат также примеси металлов. Они гарантируют тихую и эффективную работу, не повреждают тормозные диски и не образуют пыль. Водители выбирают керамические тормозные колодки, особенно, когда они заботятся о чистоте дисков своего автомобиля. Лучший выбор для спортивных и производительных автомобилей. Они более дорогие по сравнению с другими видами колодок.
Основные параметры тормозных колодок
- Рабочая температура. Тормозных колодок, устойчивых к температуре 300-350°C, должно быть достаточно для городской езды и умеренно быстрой езды. Спортивные автомобили оснащены тормозными колодками, работающими при температуре 900 °C, но обеспечивающие эффективное торможение только в том случае, если их нагреть выше 100 °C.
- Коэффициент трения. Колодки с коэффициентом трения 0,25-0,35 достаточны для остановки автомобиля при умеренной езде. Это ценности, обычно имеющие неоригинальные элементы. Коэффициент трения оригинальных тормозных колодок чуть выше примерно 0,3-0,5. Спортивные тормозные колодки, при рабочей температуре 150°С, имеют низкий коэффициент трения – 0,2. При их нагреве коэффициент может возрасти до 0,5.
- Срок службы. Устойчивость к истиранию зависит от материала, из которого изготовлена деталь. Мягкая абразивная накладка изнашивается быстрее, но слишком жесткая также приводит к преждевременному износу тормозного диска.
Категории тормозных колодок
Все колодки можно разделить на две категории:
- оригинальные
- аналоговые
Качественные аналоги лишь немного уступают оригинальным запчастям по своим характеристикам. Эти колодки дешевле, при этом обеспечивают вполне достаточную эффективность торможения. Однако есть и такие, что сделаны из материалов второго сорта. Как правило, такие колодки должным образом не тестируются и не отвечают общепринятым стандартам. Важно не прогадать при выборе запчастей: слишком низкая цена должна насторожить.
Советы при выборе тормозных колодок
- Выбирайте колодки, близкие по составу к тормозным дискам и изготовленные под той же маркой
- При покупке учитывайте условия работы и стиль вождения
- Покупайте колодки только проверенных изготовителей
- Обратите внимание на наличие символа сертификации. Если на этикетке нет надписи R90 или 90R, это поддельная часть.
- В комплекте должен быть паспорт, гарантийный талон, сертификат качества, инструкция по установке.
- Поверхность оригинальных тормозных колодок должна быть гладкой и однородной.
- Проверьте номер уникального кода на веб-сайте производителя.
Лучшие производители тормозных колодок
Популярный вопрос среди водителей на автомобильных форумах – тормозные колодки какой марки лучшие. Нижеследующий список основан на нашем опыте работы с тормозными деталями и предпочтениях наших клиентов. В нашем рейтинге тормозных колодок представлены производители из разных ценовых диапазонов – есть производители, продающие запчасти для первой сборки, а также производители самых дешевых колодок. Рекомендуемые тормозные колодки в этой статье были тщательно исследованы и проверены, чтобы гарантировать клиентам надежный и безопасный продукт.
Немецкий производитель ATE имеет более чем 100-летний опыт в производстве тормозных колодок и других компонентов тормозной системы. Именно ATE первым представил на рынке гидравлическую тормозную систему, систему ABS и активный датчик скорости колес. В настоящее время ATE является частью Continental и постоянно стремится к совершенствованию своей продукции. Более 150 различных смесей материалов используются для производства тормозных колодок, чтобы гарантировать лучшее качество и долговечность.
TRW является одним из лучших производителей тормозных колодок. TRW постоянно инвестирует в новые инновации. Технология COTEC, которую они разработали, — это фрикционное покрытие, которое повышает уровень безопасности сразу после замены изношенных колодок новыми, когда эффективность тормозов ниже. Это решение было усовершенствовано и созданы тормозные колодки DTEC с улучшенным внешним видом, уменьшением пыли и улучшенным комфортом использования. В дополнение к колодкам COTEC и DTEC также доступны стандартные колодки.
Продукцию BOSCH ценят водители по всему миру за ее надежность и качество. Накладки BOSCH обеспечивают безопасность и надежность благодаря тщательному тестированию и исследовательским разработкам. Их высокий стабильный коэффициент трения и высокая прочность означают, что они эффективны даже при больших нагрузках. Они обеспечивают комфортное и легкое использование, торможение без скрипа и оптимальную эффективность торможения. Идеальный выбор для водителей, ориентирующихся на хорошее качество.
Итальянский производитель известен в основном производством деталей для спортивных автомобилей и любители спортивного вождения найдут лучшее применение тормозным колодкам от BREMBO. Усовершенствованный абразивный материал колодок гарантирует трение и отличную работу при любой температуре, даже когда колодки не горячие. Идеальное решение для водителей, ожидающих от тормозов оптимальной эффективности в любой ситуации, от динамического стиля вождения до повседневного использования.
Симптомы повреждения
Тормозные колодки и другие элементы тормозной системы являются расходными материалами. Это означает, что с течением времени они изнашиваются, и это абсолютно нормально. Водитель должен следить за этими элементами, то есть регулярно их проверять. Колодки можно проверять после снятия колес, например во время сезонной замены шин.Одним из симптомов неисправности колодок есть скрип. Почему пищат тормозные колодки? Это может произойти из-за попадания воды или повреждения компонентов подвески и других компонентов тормозной системы. Как только вы услышите неприятный звук, нужно немедленно идти к слесарю.
Водитель также может ощущать неравномерное тормозное давление и должен прилагать больше усилий для торможения. Вы можете прокачать тормоза, а если это не поможет, обратитесь к специалисту.
Кроме того, типичными симптомами являются неравномерное торможение колес на одной оси, тяга автомобиля в сторону при торможении; появляется сообщение на приборной панели и механические неисправности - абразивный материал откололся/пригорел, колодки износились неравномерно, на поверхности колодок появились бороздки и другие трещины. Эти сигналы не следует игнорировать. Тормоза могут перестать работать, когда они нам больше всего нужны.
Когда нужно менять тормозные колодки?
Накладки следует регулярно менять. Как правило, колодки заменяют чаще дисков в соотношении 2:1. При смене колодок проверьте состояние диска. Может оказаться, что их нужно менять раньше, именно поэтому колодки вышли из строя.
Считается, что колодки нужно менять через 30–50 тыс. км. Однако все зависит от вашего стиля вождения и качества колодок; вам придется делать это быстрее, если вы предпочитаете динамический стиль вождения.Тормозные колодки подлежат замене, когда их толщина менее 1,5 мм. Некоторые колодки оснащены датчиками, которые подскажут, когда наступит подходящий момент.
Регулярно проверяйте, исправно тормозите, заменяйте. Функциональные тормоза важны для безопасности и безопасности других.