Автомобильные амортизаторы: типы, функции и когда их заменять

Амортизаторы являются важными компонентами автомобиля. Без них комфортное и безопасное вождение невозможно. Поэтому каждому водителю важно знать основы об амортизаторах: типы, когда их заменять и как за ними ухаживать.

Предназначение амортизаторов

Амортизаторы отвечают за улучшение комфорта езды и безопасности дорожного движения. Они гасят колебания, возникающие при движении по ухабистым и неровным дорогам. Кроме того, их эффективная работа имеет решающее значение для поддержания постоянного контакта между колесами и дорожным покрытием, что влияет на управляемость автомобиля на неровностях, поворотах и других маневрах, а также на его тормозной путь. Амортизаторы также оказывают влияние на вспомогательные системы, такие как ABS и ESP. Когда амортизаторы выходят из строя, то есть колеса отрываются от дороги, это приводит к ошибочным показателям этих систем. Это непростая задача, поэтому амортизаторы и системы подвески в современных автомобилях очень сложны и имеют достаточно сложные конструкции. Работа новых решений тоже сильно зависит от электроники. Также важно отметить, что не все подвески нуждаются в амортизаторах.В пневматических подвесках вместо масляных амортизаторов используются сильфоны, но они чаще встречаются в автомобилях класса люкс. Гидравлические подвески, напротив, используют исполнительные механизмы вместо амортизаторов.

Типы автомобильных амортизаторов

Конструкция амортизатора и его принцип работы различаются в зависимости от типа. Наиболее распространены масляные (двухтрубные) и масляно-газонаполненные (однотрубные) амортизаторы. Более новые автомобили также оснащены амортизаторами с переменным демпфированием (адаптивные), которые делятся на амортизаторы с соленоидным управлением потоком масла и амортизаторы с электрическим управлением потоком масла. Амортизаторы, как механизм, можно разделить в зависимости от среды, используемой для демпфирования движения. Таким образом, существует 10 типов: гидравлические, пневматические, гидропневматические, магнитные, электромагнитные, фрикционные, воздушные, эластомерные, пружинные и резиновые. Трудно однозначно определить, какие автомобильные амортизаторы самые лучшие, поскольку разные производители автомобилей выбирают обе конструкции с завода. Кривые характеристик амортизаторов схожи.

Масляные амортизаторы (двухтрубные)

Каково строение двухтрубного амортизатора? Двухтрубный амортизатор состоит из рабочего цилиндра, поршня и штока (соединенных между собой), клапанов (донного, сжатия, расширения), направляющей штока, резервуара и двух трубок (как следует из названия), образующих рабочую камеру и резервную камеру. Автомобиль с масляными амортизаторами является «мягким», что делает его идеальным для водителей, предпочитающих спокойную езду по городу. Водители с таким типом амортизаторов и более динамичным вождением должны соблюдать осторожность. Во время динамичной езды масло в амортизаторах пенится, быстро изнашивая свои свойства. Они дешевле, чем однотрубные амортизаторы и являются любимым выбором среди водителей.

Газомасляные амортизаторы (однотрубные)

Конструкция однотрубного амортизатора включает такие элементы, как поршень, шток поршня, направляющая штока поршня, клапаны, резервуар и одна труба, содержащая рабочую и газовую камеры. Преимуществом газомасляных амортизаторов есть их эффективная работа в суровых погодных условиях. Такие амортизаторы менее подвержены перепадам температуры, чем масляные, что делает их лучшим решением для водителей, предпочитающих динамический стиль вождения. Подвеска с масляно-газовыми амортизаторами более жесткая, но также имеет более деликатную структуру, что делает их склонными к повреждениям.

Амортизаторы с переменной силой демпфирования

Адаптивные амортизаторы работают аналогично масляным и газонаполненным амортизаторам. Ключевое отличие заключается в разной регулировке потока масла. В адаптивных амортизаторах решения о силе демпфирования принимаются сложным программным обеспечением и гидравлическими системами.

  • Адаптивные амортизаторы с электроклапаном.
    Электроклапан контролирует изменение силы демпфирования, которая в свою очередь контролирует поток масла. Каждый амортизатор может индивидуально регулировать свои свойства в течение нескольких миллисекунд, уменьшая или увеличивая электрический ток, влияющий на электроклапан. Открытый клапан способствует потоку масла, тем лучше выполняя свою функцию. Почти закрытый клапан ограничивает поток оливы, делая амортизатор жестким и обеспечивая плохое демпфирование. Однако он идеально подходит для спортивного вождения, поскольку эффективно прижимает колесо к дороге.
  • Адаптивные амортизаторы регулируются металлическими стружками, содержащимися в масле.
    Электромагнитная катушка амортизатора интегрирована с поршнем, позволяющим изменять сопротивление потоку масла. Такое решение обеспечивает плавное управление силой демпфирования. Адаптивные подвески и их предшественники — пневматические подвески — очень дорогие. Однако они позволяют переменные настройки: комфорт/мягкий, спортивный/жесткий или средне-жесткий ход. Кроме профиля езды, характеристики этих амортизаторов можно регулировать в соответствии с дорожными условиями и стилем вождения водителя. Они также очень долговечны, служат в два-три раза длиннее, чем обычные амортизаторы. Установка адаптивных амортизаторов рекомендуется водителям, которые ездят в самых разных условиях.

Когда следует заменить амортизаторы?

Амортизаторы в среднем служат около 80 000 км. Дорожное покрытие оказывает существенное влияние на срок службы амортизатора; например, амортизаторы в автомобилях, часто ездящих по шоссе, служат дольше, чем амортизаторы в транспортных средствах, преимущественно используемых в городе. Амортизаторы на передней оси обычно изнашиваются быстрее. Иногда начинает выходить из строя только один, но в любом случае амортизаторы следует заменять парами на одной оси, хотя некоторые эксперты рекомендуют заменять все четыре одновременно. Замена одного амортизатора запрещена, так как это может ухудшить работу системы рулевого управления транспортным средством. Амортизаторы следует заменить как можно скорее, поскольку они отрицательно влияют на другие детали, такие как стойки МакФерсона, стойки стабилизатора и даже шины.

Наиболее распространенными симптомами износа/поломки амортизаторов являются:

  • Увеличенный тормозной путь;
  • Эффект погружения автомобиля при торможении;
  • Водитель может почувствовать, как колеса отрываются от дороги;
  • Нервное поведение автомобиля, особенно при поворотах или из-за неровностей дороги;
  • Внезапное сжатие амортизатора;
  • Водителю трудно поддерживать запланированную траекторию движения;
  • Автомобиль тянет во время торможения;
  • Частое срабатывание системы ABS;
  • Неравномерный износ шин;
  • Передача колебаний на кузов автомобиля;
  • Износ резинометаллических элементов подвески;
  • Утечка масла из амортизаторов;
  • Ослепительные водители встречных автомобилей
  • Фары вибрируют.

Как самостоятельно проверить состояние амортизаторов?

Когда водитель выявляет указанные выше признаки проблем с амортизаторами, он может самостоятельно провести небольшую проверку. Очевидные признаки включают также физическое состояние амортизаторов, такие как признаки утечки масла (включая газонаполненные амортизаторы) и признаки запущенной коррозии. Степень износа и точная диагностика могут быть выполнены только в мастерской диагностической станции. Для этого необходимо специальное оборудование. Устройство проверяет эффективность амортизаторов. Это значение придается в процентах; для последующего использования результат испытания должен быть в пределах примерно 50-80%. Примечание: эти испытания не окончательны. Существует высокий риск получения ложных показателей, поскольку устройство также проверяет эффективность пружин, втулок, а в некоторых случаях и профиля шин и давления. Например, устройство может показывать, что эффективность амортизаторов составляет 60%, даже если утечки масла четко видны. Поэтому следует учитывать лишь существенные отличия в эффективности между правым и левым амортизаторами на одной оси, которые не должны отличаться более чем на 20-30%. Большая разница указывает на необходимость замены.

Выбираем амортизаторы для покупки

Восстановление амортизаторов в современных автомобилях невозможно, поэтому придется покупать новые. Выбирайте запчасти от проверенных производителей, поскольку всегда используют высококачественные материалы и передовые технологии. Они служат дольше и более ударопрочны и водостойки, чем дешевые альтернативы. Новые амортизаторы должны быть совместимы с конкретным автомобилем, просто иметь правильные крепления недостаточно.

Как ухаживать за амортизаторами?

  • Водитель должен регулярно проверять состояние стоек, пружин, отбойников, шайб, монтажных втулок и подушек.
  • Если на дороге есть неровности, снизьте скорость. Быстрая езда повредит амортизаторы.
  • Следите за состоянием штока поршня и очищайте его при необходимости. Небрежно ухоженные пыльники позволяют разным дорожным загрязнениям – пыли, грязи и песку – попадать в соединение и уплотнение подвижных частей амортизатора. Небрежно ухоженные крышки штока поршня могут привести к образованию точечной коррозии и утечкам на их поверхности. Это может привести к утечкам масла. В такой ситуации следует обратиться к механику.