Система охлаждения двигателя

Система охлаждения является важной автомобильной системой, состояние которой оказывает непосредственное влияние на работу двигателя. Если в системе не хватает охлаждающей жидкости или она засорена воздухом, это может привести к перегреву двигателя и серьезным повреждениям. Поэтому важно знать, как прокачать систему охлаждения, поскольку это простая задача, которую может выполнить самостоятельно даже начинающий водитель. Правильная работа двигателя и его надежность зависят от надежной работы системы охлаждения. Наша статья покажет вам, как выполнить эту процедуру в собственном гараже.

Роль системы охлаждения

Основной функцией этой системы, конечно, является охлаждение двигателя, но также важно помнить, что слишком низкая температура также оказывает негативное влияние на его работу. Поэтому роль системы охлаждения состоит в поддержании оптимальной, безопасной рабочей температуры двигателя. Холодный двигатель не работает правильно. Правильная температура оказывает решающее влияние на сгорание топливно-воздушной смеси и ее состав. При низких температурах процесс сгорания ухудшается, а выбросы угарного газа и углеводородов увеличиваются. Поддерживая должную рабочую температуру, система охлаждения в бензиновых двигателях обеспечивает испарение топлива, предотвращая образование отложений на цилиндрах, которые в противном случае образовывались бы на холодном двигателе. В дизельных двигателях его температура оказывает существенное влияние на самовозгорание. Кроме того, двигатель, поддерживающий надлежащую рабочую температуру, менее подвержен коррозии и более долговечен, а моторное масло обеспечивает наилучшую смазку в таких условиях. Система охлаждения в современных автомобилях преимущественно использует косвенное охлаждение – жидкость опосредует процесс, поглощая тепло от двигателя, которое затем охлаждается подаваемым радиатором воздухом.

Самые распространенные поломки в системе охлаждения

Задача системы охлаждения заключается в поддержании надлежащей температуры двигателя и предотвращении его перегрева из-за постоянной тепловой нагрузки во время работы. Если температура слишком высока и происходит утечка охлаждающей жидкости, следует проверить состояние радиатора и его шлангов. Утечка может быть связана с механическим повреждением или утечкой в ​​одном из шлангов. В этом случае эти компоненты следует заменить. Также следует проверить состояние радиатора отопления и водяного насоса, чтобы увидеть, неисправность ли связана с утечкой. Однако, если уровень охлаждающей жидкости падает без видимой утечки, проблема серьезнее. Это может свидетельствовать о попадании охлаждающей жидкости в камеру сгорания, предвещающую опасную поломку. В такой ситуации следует как можно скорее обратиться в мастерскую, где механики определят причину проблемы (чаще всего повреждена прокладка головки блока цилиндров) и дополнительно прокачают систему охлаждения.

Как можно определить, засорена ли ваша система охлаждения?

Воздушная блокировка системы охлаждения проявляется неподходящей температурой двигателя. Оптимальная температура охлаждающей жидкости в любое время года составляет от 85 до 90 градусов Цельсия. Температуры ниже или выше этих значений скорее всего свидетельствуют о наличии пузырьков воздуха в охлаждающей жидкости. Еще одним симптомом, видимым невооруженным глазом, является утечка жидкости, а также дым из-под капота. Когда речь идет об истоках, следует не только искать признаки вокруг автомобиля, под ним и под капотом, но и проверять уровень жидкости в расширительном бачке. Регулярная проверка уровня поможет вовремя выявить и устранить проблему. Несоблюдение этого требования может привести даже к заклиниванию поршня и плохой смазке, что может привести к повреждению двигателя. Поэтому, если возникнут вышеперечисленные симптомы, рекомендуется заранее самостоятельно прокачать систему охлаждения.

Как прокачать систему охлаждения?

К сожалению, многие водители забывают регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости, а иногда даже заменять ее. Как и любой расходный материал, она имеет ограниченный срок службы, в течение которого ее свойства наиболее оптимальны. Рекомендуемый интервал замены составляет каждые 2-3 года. Тем временем проверяйте уровень охлаждающей жидкости, доливайте ее, если она низкая, и прокачивайте систему при необходимости. Удаление пузырьков воздуха из охлаждающей жидкости также важно при каждой замене. Важно также помнить, что несмотря на надлежащий уровень охлаждающей жидкости, система охлаждения может быть засорена воздухом. Это объясняется тем, что пузырьки воздуха заполняют пробелы в охлаждающей жидкости, поэтому перед прокачкой системы охлаждения важно получить новую бутылку охлаждающей жидкости. Поэтому в такой ситуации следует контролировать температуру двигателя, поскольку это может свидетельствовать о потенциальной проблеме в системе, и выполнить процедуру как можно скорее, чтобы предотвратить перегрев двигателя и дорогостоящий ремонт. Температура не постоянно резко увеличивается, но даже маленькие конфигурации обязаны побуждать к диагностике системы.
Первым шагом в прокачке системы охлаждения является приобретение новой охлаждающей жидкости для доливания. В идеале, она должна быть того же типа, что и старая. Выбрав универсальную охлаждающую жидкость, можно легко добавлять ее в любой радиатор. Однако важно помнить, что нельзя добавлять зеленую охлаждающую жидкость, содержащую пропиленгликоль, если система использует другой цвет. Другие цвета можно смешивать. Обычную воду также не следует добавлять в систему.
Самое важное, что следует помнить при прокачке системы охлаждения, это дать двигателю остыть. Никогда не снимайте крышку расширительного бачка, когда двигатель горячий, поскольку тепло и давление внутри системы могут вызвать серьезные ожоги.

Только когда двигатель холодный, выполните следующие шаги поочередно:

  • Откройте капот и открутите крышку бачка охлаждающей жидкости.
  • Если уровень жидкости ниже MIN, долейте жидкость в бачок до уровня между MIN и MAX.
  • Запустите двигатель, установите обогрев на высокую температуру, а вентилятор на самую низкую.
  • Наблюдайте за жидкостью в резервуаре. Если на поверхности начинают появляться пузырьки воздуха, это указывает на наличие воздуха в системе.
  • Дайте двигателю поработать, пока он не достигнет рабочей температуры. Плавно увеличьте скорость двигателя. Для двигателей с указателем температуры подождите, пока она не достигнет 90 градусов Цельсия. Если ваш автомобиль не оснащен таким указателем, вентилятор двигателя включится, как только будет достигнута соответствующая температура.
  • После того как двигатель прогреется, дайте ему поработать еще 5 минут, чтобы жидкость должным образом прогрелась. Тем временем проверьте уровень жидкости, чтобы увидеть, падает ли он, и при необходимости долейте ее до соответствующей отметки. После полного прогревания жидкости пузырьки воздуха исчезнут, и система будет полностью очищена от воздуха.
  • Выключите двигатель и обогрев. Еще раз проверьте уровень жидкости в бачке. Если он снизился, то это означает, что из системы выпущен воздух. Заполните бачок.
  • Закройте крышку и проезжайте небольшое расстояние примерно 2-3 км, затем дайте двигателю остыть и еще раз проверьте, правильный ли уровень жидкости в системе.
  • Включите вентилятор и отопитель на полную мощность. Если выходит теплый воздух, это значит, что в системе больше нет пузырьков воздуха, и процедура выполнена правильно.

Если ваш автомобиль оснащен штуцерами прокачки охлаждающей системы, после первого запуска двигателя открутите их и дайте воздуху выйти. Процесс завершен, когда охлаждающая жидкость начнет вытекать из прокачивателей. В этот момент вы можете снова закрыть их, но никогда после того, как двигатель полностью прогреется. Шутцеры прокачки чаще всего расположены вблизи радиатора отопления или на корпусе термостата.

Как залить охлаждающую жидкость во избежание попадания воздуха в систему охлаждения?

Самое главное – не переполнять бачок и не затягивать крышку бачка быстро. Рекомендуется запустить двигатель и подождать, пока из жидкости исчезнут пузырьки воздуха. Кроме того, если в бачке мало жидкости, доливайте ее медленно, небольшими порциями, чтобы предотвратить внезапное тепловое напряжение. Также перед наступлением зимы убедитесь, что охлаждающая жидкость имеет правильную температуру застывания, чтобы она не замерзла при минусовых температурах и не повредила шланги радиатора. Это важно, потому что в самом худшем случае это может даже повредить блок двигателя.